Что такое трейд-ин
Большинство россиян-автолюбителей хотя бы раз в 10 лет меняет автомобиль, причем треть из них делает это через 3-4 года. И каждый раз им приходится пройти через процедуру продажи старой машины. Предпродажная подготовка, поиск покупателя – все эти хлопоты отнимают много времени и сил. Не лучше обстоят дела и у потенциальных покупателей подержанных авто. Для занятых людей трейд ин – это отличный способ ускорить процесс покупки новой машины.
Суть программы Трейд-ин
Буквально термин «Трейд ин» означает «взаимозачет». Первоначально эта схема была опробована в США. Ее суть заключается в обмене старого авто на новый с компенсацией разницы в стоимости. Каждый автопроизводитель разрабатывает для своих дилеров свою программу, соответственно, и условия покупки машины у них отличаются. Но в целом схема стандартна: покупатель предъявляет транспортное средство на диагностику в дилерский центр, там ее проверяют на соответствие требованиям и дают экспертную оценку.
Если результат владельца устраивает, стороны подписывают договор купли-продажи с указанием стоимости приобретения со скидкой – и он уезжает из салона на новом авто, не заботясь о судьбе старого.
На что обращают внимание при осмотре старого автомобиля
Во время диагностики дилер в первую очередь обращает внимание на состояние кузова ТС – ремонт именно этой части машины стоит дороже всего. Далее осмотру подвергаются стекла, фонари, салон и органы управления. Обязательно проводится сверка номеров на агрегатах и комплектности с данными в техническом паспорте машины.
После визуального (первичного) осмотра авто переходит в руки автомехаников. Они с помощью специального оборудования выполнят диагностику двигателя, трансмиссии и прочего оборудования. Здесь же проконтролируют целостность пломб – например, на спидометре. Если пробег скручивали, эта уловка станет явной. Присутствие автовладельца на диагностике не возбраняется.
А тем временем менеджер салона занимается изучением истории авто. Используя базу данных, он выясняет:
- сколько раз у него менялся хозяин;
- в какие ДТП он попадал;
- нет ли на нем обременения в виде банкового залога или судебного иска;
- не производилась ли замена номерных агрегатов (КПП, двигателя).
Если автомобиль успешно прошел все этапы проверки, менеджер производит оценочный расчет (с учетом информации о состоянии узлов, предоставленной автомеханиками). Владелец может с цифрой не согласиться: торг на этой стадии – явление не редкое. И дилеры, в большинстве случаев, учитывают такой поворот событий. Не согласным с оценкой они могут предложить дополнительную скидку на новый автомобиль, подарить зимнюю резину. Будьте внимательны: под видом заботы вам могут сделать невыгодное предложение – например, оформление автокредита в обмен на улучшенную оценку старой машины. Займ, даже на самых выгодных условиях, всегда означает финансовое обременение. Если у вас достаточно средств для совершения покупки, от кредита лучше отказаться.
Способы оформления сделки
Практикуют два варианта оформления покупки по системе Трейд ин. В первом случае оформляются два договора купли-продажи (ДКП). По одному из них покупатель приобретает новый автомобиль, по второму – продает салону старый. Вместе с экземпляром ДКП по подержанной машине менеджер отдает клиенту комплект документов по продаже. Он понадобится продавцу при снятии машины с учета в ГИБДД. Если этого не сделать, то клиент будет считаться собственником ТС до момента его продажи салоном, а значит, и налог за владение авто ему придется платить.
По второму варианту между клиентом и дилером заключается один договор мены с доплатой.
В обоих случаях по завершении сделки покупатель получает ПТС на новый автомобиль и подписывает акт приема.
Чем отличаются программы производителей
У каждого автопроизводителя действуют свои сроки действия и другие условия приема подержанных ТС.
Российская «Лада» принимает машины, которые были в собственности не менее полугода. Причем, дилеры принимают авто любой марки – главное, чтобы оно было вашей собственностью и на момент предъявления полностью укомплектовано. И еще одно условие: на каждый новый автомобиль действует только разовая скидка. Если у вас есть несколько старых машин, вы не можете сдать их все в счет покупки одной.
«Хендай» тоже принимает в трейд ин все бренды, но у них есть ограничение по возрасту – не более 7 лет, и пробегу – до 150000 км. Если на ТС есть следы ремонта силовых элементов кузова, срабатывания подушек безопасности, машину забракуют.
Китайские производители («Джили», «Чери» и пр.) также практикуют систему трейд ин, но подробности сделок надо узнавать непосредственно у официального дилера.
Преимущества системы трейд ин
О явных плюсах схемы trade-in свидетельствует статистика: дилерские компании, работающие по этой программе, совершают до 40% обменов от общего количества сделок купли-продажи. Таких высоких показателей невозможно достичь без явной выгоды схемы для клиента.
Главным преимуществом программы служит избавление автовладельца от дачи объявлений, поисков покупателя, ответов на огромное количество звонков и затрат на предпродажную подготовку машины.
Привлекает клиентов и скорость оформления сделки: продать старый автомобиль и приобрести новый можно в течение одного дня.
Не последнюю роль в росте популярности трейд-ин играет безопасность сделки и ее юридическая чистота. Весь процесс обмена происходит на территории дилера, документы оформляются с участием юристов компании. Исключен риск угона авто во время его осмотра, несанкционированного копирования ключей, расчета фальшивыми купюрами и прочих неприятностей, нередко сопровождающих попытки продать авто неизвестным лицам.
Есть и еще один положительный момент, и заключается он в перспективе отношений с выбранным дилерским салоном. Здесь регулярно появляются рестайлинговые машины, так что беспроблемная смена техники с доплатой каждые 3-5 лет вам будет обеспечена.
Недостатки Trade-in
Неограниченному росту спроса на программы мешает ряд серьезных минусов. В первую очередь автолюбители указывают на низкую цену выкупа. Действительно, на рынке владелец может реализовать свою машину дороже, причем разница в цене может составлять от 5 до 30%. Официальный дилер при оценке ТС учитывает свои затраты на замену расходников, чистку салона, полировку кузова, хранение и т.д. Не забывает он и о собственной прибыли – иначе участие в схеме теряет для него смысл.
Второй недостаток кроется в доскональной диагностике. Редкая машина появляется на вторичном рынке без скрытых дефектов. Частный покупатель, скорее всего, их не заметит, а в салоне на такое везение рассчитывать не приходится. Автомеханики выявляют мельчайшие недочеты, что отрицательно сказывается на оценочной стоимости.
Третий недостаток – ограниченный выбор новой машины. В трейд-ин можно приобрести только ту модель, которая уже стоит на площадке автосалона. Хотя известны частные случаи, когда дилер соглашается пригнать авто под заказ и обменять ее на старое ТС.
Что изменилось в программе трейд-ин в 2023 году
Сейчас российским покупателям стали недоступны многие иностранные марки. В связи с этим в автосалонах стали предлагать клиентам новый вид trade-in – мультибрендовый.
Теперь собственник авто может зайти на сайт производителя – например, LADA – и оставить здесь заявку на оценку своего ТС. Он заполняет стандартную форму с указанием основных показателей (модель, тип кузова, поколение и пр.), выбирает нужную ему модель «Лады», выбирает салон, с которым ему будет удобнее работать, и отправляет запрос на первичную оценку старой машины.
Учитывая, что требования дилеров в этом году заметно ослабли, с большой долей вероятности клиент получит приглашение на диагностику и расчет стоимости выкупа автомобиля для будущего обмена по схеме трейд ин.
Программа "Трейд-ин"